ОБ ОРГАНИЗАЦИИ ПЛАТНЫХ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

ПИСЬМО

от 21 июля 1995 г. N 52-М

 

ОБ ОРГАНИЗАЦИИ ПЛАТНЫХ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ

 

В связи с поступающими запросами Минобразование России направляет рекомендации по организации предоставления платных дополнительных образовательных и иных услуг, предусмотренных уставом образовательного учреждения, с целью улучшения качества образовательного процесса и привлечения в систему образования средств из дополнительных источников финансирования.

Настоящие рекомендации разработаны с учетом Закона Российской Федерации «Об образовании» и адресованы работникам образования, органам управления образованием, учредителям. Основной задачей их является оказание помощи практическим работникам в организации предоставления платных дополнительных образовательных услуг в конкретном образовательном учреждении в соответствии с имеющимися условиями и с учетом запросов и потребностей населения.

1. Платные дополнительные образовательные услуги предоставляются с целью всестороннего удовлетворения образовательных потребностей граждан. Возможность их оказания должна предусматриваться уставом образовательного учреждения. Осуществляются они за счет внебюджетных средств (средств спонсоров, сторонних организаций или частных лиц, в т.ч. и родителей) и не могут быть оказаны взамен и в рамках основной образовательной деятельности, финансируемой из бюджета. В противном случае заработанные таким путем средства изымаются учредителем в его бюджет.

Услуги, оказываемые в рамках основных образовательных программ и государственных образовательных стандартов, согласно статусу образовательного учреждения, направленные на совершенствование образовательного процесса при наличии имеющихся условий и средств (например: снижение наполняемости классов (групп); деление на подгруппы против установленных норм; сдача экзаменов в порядке экстерната; дополнительные занятия с неуспевающими и некоторые другие, предусмотренные типовыми положениями об образовательных учреждениях) не рассматриваются как платные дополнительные образовательные услуги, и привлечение на эти цели средств родителей не допускается.

Примерный перечень платных дополнительных образовательных услуг, оказываемых образовательными учреждениями за рамками соответствующих образовательных программ и государственных образовательных стандартов, приведен в Приложении к настоящему письму.

2. Для организации платных дополнительных образовательных услуг образовательным учреждениям необходимо:

а) изучить спрос в дополнительных образовательных услугах и определить предполагаемый контингент обучающихся;

б) создать условия для предоставления платных дополнительных образовательных услуг c учетом требований по охране и безопасности здоровья обучающихся;

в) указать в уставе образовательного учреждения перечень планируемых платных дополнительных образовательных услуг и порядок их предоставления;

г) получить лицензию на те виды деятельности, которые будут организованы в данном образовательном учреждении в виде платных дополнительных образовательных услуг с учетом запросов обучающихся, соответствующей учебно-материальной базы и наличия специалистов;

д) заключить договор с заказчиком на оказание платных дополнительных образовательных услуг, предусмотрев в нем: характер оказываемых услуг, срок действия договора, размер и условия оплаты предоставляемых услуг, а также иные условия. Оплата за предоставляемые платные дополнительные образовательные услуги должна производиться только через учреждения банков;

е) на основании заключенных договоров издать приказ об организации работы учреждения по оказанию платных образовательных услуг, предусматривающий: ставки работников подразделений, занятых оказанием платных услуг, график их работы, смету затрат на проведение платных дополнительных образовательных услуг, учебные планы и штаты;

ж) заключить трудовые соглашения со специалистами (или договор подряда с временным трудовым коллективом) на выполнение платных образовательных услуг.

3. Размер платы за оказание дополнительных образовательных услуг устанавливается по соглашению сторон.

При определении размера этой платы следует исходить из того, что взимание налога на добавленную стоимость и спецналога не производится при наличии лицензии на платную образовательную деятельность.

4. Расходование привлеченных средств осуществляется в соответствии с утвержденной сметой.

Учет платных услуг ведется в соответствии с Инструкцией по бухгалтерскому учету в учреждениях и организациях, состоящих на бюджете, утвержденной Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 3 ноября 1993 г. N 122.

 

КонсультантПлюс: примечание.

Решением Верховного Суда РФ от 30.07.1998 N ГКПИ 98-283 Инструкция по бухгалтерскому учету в учреждениях и организациях, состоящих на бюджете, утвержденная Приказом Минфина РФ от 03.11.1993 N 122, признана незаконной (недействующей) со дня ее издания.

Приказом Минфина РФ от 30.12.1999 N 107н утверждена Инструкция по бухгалтерскому учету в бюджетных учреждениях.

 

Облагаемая прибыль (т.е. сумма превышения доходов над расходами) от платной и иной образовательной деятельности при фактически произведенных затратах и расходах за счет прибыли, остающейся в распоряжении образовательного учреждения, уменьшается на суммы, направленные государственными и муниципальными образовательными учреждениями, получившими лицензии в установленном порядке, непосредственно на обеспечение, развитие и совершенствование образовательного процесса (включая оплату труда) в данном образовательном учреждении.

5. В соответствии со ст. 41 Закона Российской Федерации «Об образовании» образовательные учреждения независимо от их организационно-правовых форм вправе привлекать дополнительные финансовые ресурсы за счет предоставления платных дополнительных образовательных и иных услуг, предусмотренных уставом учреждения.

6. В своей предпринимательской деятельности (сдача в аренду в установленном порядке основных фондов, имущества, торговля покупными товарами и оборудованием, оказание посреднических услуг, приобретение ценных бумаг с целью получения дополнительных доходов и другие) образовательные учреждения приравниваются к предприятиям и подпадают под действие законодательства Российской Федерации в области предпринимательской деятельности.

 

Заместитель Федерального министра

образования Российской Федерации

Ю.М.РОГОВСКИЙ

 

Приложение

к письму Министерства

образования РФ

от 21 июля 1995 г. N 52-М

 

ПРИМЕРНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ

ПЛАТНЫХ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ,

КОТОРЫЕ МОЖЕТ ОКАЗЫВАТЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ЗА РАМКАМИ СООТВЕТСТВУЮЩИХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ

И ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ

 

1. Образовательные и развивающие услуги:

а) изучение специальных дисциплин сверх часов и сверх программы по данной дисциплине, предусмотренной учебным планом;

б) репетиторство с обучающимися другого образовательного учреждения;

в) различные курсы:

по подготовке к поступлению в учебное заведение,

по изучению иностранных языков,

повышения квалификации,

по переподготовке кадров с освоением новых специальностей (в т.ч. вождение автомобиля, машинопись, стенография);

г) различные кружки:

по обучению игре на музыкальных инструментах, фотографированию, кино-, видео-, радиолюбительскому делу, кройке и шитью, вязанию, домоводству, танцам и т.д.;

д) создание различных студий, групп, школ, факультативов по обучению и приобщению детей к знанию мировой культуры, живописи, графики, скульптуры, народных промыслов и т.д., т.е. всему тому, что направлено на всестороннее развитие гармоничной личности и не может быть дано в рамках государственных образовательных стандартов;

е) создание различных учебных групп и методов специального обучения детей с отклонениями в развитии;

ж) создание групп по адаптации детей к условиям школьной жизни (до поступления в школу, если ребенок не посещал дошкольное образовательное учреждение).

2. Оздоровительные мероприятия:

создание различных секций, групп по укреплению здоровья (гимнастика, аэробика, ритмика, катание на коньках, лыжах, различные игры, общефизическая подготовка и т.д.).

Яндекс.Метрика